Среда, Сентябрь 18
My-Dog.kz
My-Dog.kz

Снаряжение для ездового спорта

0

Ездовой спорт – это, прежде всего, собаки, погонщик и правильно подобранное снаряжение. От того, как точно по размеру и по формам собаки подобрано снаряжение зависят ее физические характеристики.

Согласитесь, что в узкой шлейке собака будет чувствовать себя не комфортно и бежать медленнее.
Собака в ездовом спорте, это так ребенок, которого вы собираете в школу. Ей необходима «школьная форма» или шлейка и «портфель» т.е. все остальное снаряжение для занятий ездовым спортом. В зависимости от того, какую амуницию и снаряжение вы используете, зависит успех вашей работы.

ШЛЕЙКИ:

  1. Прогулочная.
    Нагрузка распределяется равномерно преимущественно на плечевой пояс собаки. Удобна при натяжении поводка вверх. Нижняя часть спины не задействуется. По законам биомеханики и строении скелета собаки такая шлейка НЕ ПОДХОДИТ для безопасной тяги груза-человека или груза на земле (колеса, саней). (фото 1)
  2. Ездовая.
    Нагрузка распределяется по всему корпусу собаки равномерно. Конец шлейки совпадает с корнем хвоста, куда крепится потяг с амортизатором (фото 2, 2-а). С такой шлейкой собака может тянуть груз с прикреплением на уровне ее роста (велосипед, нарты, пояс для бега). Плохо подходит для груза, находящегося на земле (колесо), поскольку конец шлейки начинает давить на крестец (собака может начать приседать при ходьбе). Еще один тип ездовой шлейки — Zero, учитываются анатомические особенности, в т.ч. нестандартных пород для ездового спорта (овчарки, лабрадоры и т.п.). Шлейка на фото 3 отличается тем, что не имеет перекрещивающихся строп на спине.
  3. Грузовая.
    Конструкция как у ездовой, но удлинен конец для смещения цетра тяги за корпус собаки, боковые стропы огибают корпус по бокам (фото 4). Отличный вариант. если на удлиненном конце до места прикрепления потяга сделана распорка (последнее фото) — так исключается трение строп о бока собаки (фото 5). Эта шлейка отлично подходит для грузов, лежащих на земле или близко к ней (колесо, сани, аргамак). Выше точку прикрепления поднимать нежелательно, т.к. чем длинней рычаг, тем трудней собаке тащить.
Фото 1. Шлейка прогулочная
Фото 2. Шлейка ездовая
Фото 2-а. Шлейка ездовая
Фото 3. Шлейка ездовая
Фото 4. Шлейка грузовая
Фото 4-а. Шлейка грузовая
Фото 5. Шлейка с распоркой

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ:

Смысл классических ездовых и грузовых шлеек заключается в том, чтобы вес был распределен как минимум по всей длине корпуса собаки. Место прикрепления, таким образом, в районе основания хвоста собаки или за хвостом (т.е. шлейка длиннее корпуса собаки), немного ближе к земле. Это чистая биомеханика для облегчения компрессии на позвоночник собаки при тяге. Таким образом, шлейка, имеющая место прикрепления груза, например, в середине корпуса собаки, конечно, теоретически может быть использована, но это создаст компрессию на позвоночник (его «свободную» от шлейки вторую половину).
С точки зрения здоровья и безопасности лучше приобрести изначально грузовую или ездовую шлейку. Как вариант — можно «удлинить» прогулочную шлейку, прикрепив к ее боковым кольцам стропы, которые будут соединены за задними лапами собаки с распоркой, но вот рассчитать пропорции, и гарантированно обеспечить отсутствие трения о бока собаки будет проблематично (фото 5). В магазинах, к сожалению, прогулочные продаются часто как шлейки для ездового спорта, каковыми они не являются. Купить подходящую и безопасную шлейку лучше всего у людей, которые узко специализируются именно на пошиве снаряжения для ЕС по личным меркам вашей собаки и ее пропорциям, или в специальных магазинах городов с развитыми ЕС-традициями. Это магазины Финляндии и Норвегии, например.

ПОТЯГ С АМОРТИЗАТОРОМ

Необходим для прикрепления бегуна (лыжника, роллера) к концу шлейки собаки. В конструкции используется эластичный шнур, который при рывке собаки вперед растягивается, смягчая компрессию позвоночника собаки. На фото амортизатор — это утолщенная часть потяга. На потяге имеется 1 карабин на дальнем от человека конце для прикрепления к шлейке, кольцо или петля для прикрепления конца с амортизатором к поясу бегуна (фото 6 ).

Фото 6. Потяг с амортизатором

ПОЯС ДЛЯ КАНИКРОССА (бега с собакой), СКИДЖОРИНГА (бега с собакой на лыжах), ЕЗДЫ С СОБАКОЙ НА РОЛИКАХ
Применяется для комфортного крепления корпуса человека к потягу. Часто оборудуется карабином быстрого спуска — при дергании шнура карабин расстегивается, и потяг высвобождается из паза. Часто пояс шьется со стропами, пропускаемыми по обхвату ноги в районе паха. Стропы позволяют предотвратить сползание пояса вверх при движении (фото 7 и 8).

Фото 7. Пояс для каникросса
Фото 8. Пояс для каникросса

НАРТЫ, ХОКК-ДЖЕТ,
СКАНДИНАВСКИЕ САНИ, ПУЛКА
Все это — основные вариации «саней» для тяги одной или несколькими собаками.
Нарты самые тяжелые «сани». На них можно выступать на соревнованиях с соблюдением требованием к комплектации. Вес около 15 кг или больше. Отличительная особенность нарт — размер и наличие полога (чехла, закрывающего поклажу). При участии в гонках на длинные дистанции полог обязателен. Нарты тянут несколько собак. Фото 9 — спортивные нарты. Фото 10 — классические нарты.

Фото 9. Спортивные нарты
Фото 10. Классические нарты

Хокк-джет — облегченные нарты, без полога и места для сидения пассажира (только каюр). Это нарта, рассчитанная на одну собаку. На соревнования на хокк-джете допускают на короткие дистанции.

Скандинавские сани (фото 11) — сани с возможностью взять пассажира, для него предусмотрено сиденье. Легкие, используются для тяги одной-двумя собаками, могут применяться на любительских соревнованиях и массовых катаниях.

Фото 11. Скандинавские сани

Пулка (фото 12) — легкая небольшая нарта/блок. Для пулки в соревнованиях вводится отдельная дисциплина, шлейка собаки соединяется с пулкой посредством жесткого «хомута» (на фото). Это исторически традиционная дисциплина для Финляндии и Норвегии.

Фото 12. Пулка

СКУТЕР, КАРТ, ВЕЛОСИПЕД.
Это «транспорт» для летнего периода.
Скутер (фото 13) — проще говоря, самокат. Отдельная дисциплина в ЕС. Скутер могут тянуть 1-2 собаки.

Фото 13. Скутер

Карты бывают 3-х колесными (фото 14) и 4-х колесными (фото 15, 15-а). Отдельная дисциплина, три и более собак. Для участия в соревнованиях необходима дуга безопасности и соответствующий требованиям комплект тормозов (делаются дополнительные).

Фото 14. Трехколесный карт
Фото 15 и 15-а. Четырехколесный карт

Велосипед (фото 16) — дисциплина «байкджоринг». Тяга одной собакой. К велосипеду крепится потяг, через обеспечивающую безопасность велоудочку (бывает различных модификаций), потяг крепится к шлейке.

Фото 16. Велосипед

ВИЛКА, СЦЕПКА, УПРЯЖЬ

  1. Вилка (фото 17). Применяется для прикрепления 2-х собак к одному потягу. Порядок: человек (нарты, велосипед) — потяг — вилка — по шлейке на каждый конец вилки.
  2. Сцепка (фото 18). Применяется для того, чтобы сцепить ошейники 2-х собак, пристегнутых на вилку. Необходима для предотвращения движения собак в разные стороны при беге.
  3. Упряжь. Применяется для выстраивания в упряжку нескольких собак. Бывает цуговая (в длину) (фото 19), и веерная (фото 20). Упряжь первого типа должна быть сразу с амортизатором.
Фото 19. Цуговая упряжка
Фото 20. Веерная упряжка

Упряжь
Из чего состоит упряжь и как её правильно собрать? Если вы хотите заняться спортом с вашими собаками, то без упряжи вам не обойтись.
Давайте рассмотрим все элементы собачьей упряжи:
Шейник. Длина 30 см. Шейник крепится к ошейнику собаки и используется, чтобы держать собак, работающих в тандеме. Важно отметить, что ведущая пара собак, как правило, соединяется друг с другом с помощью одного шейника (от кольца ошейника одной собаки до кольца ошейника другой собаки с помощью маленьких карабинов). В то время как все остальные колесные собаки будут прикреплены не друг к другу, а к центральной направляющей. В связи с этим существует правило, что шейников надо покупать ровно на 1 меньше, чем у вас будет собак в упряжке.
Центральная направляющая. Длина 200 см. Центральный шнур, к которому крепятся все собаки вашей упряжки. Центральные направляющие нужны для упряжек от 4-х собак.
Постромка. Длина 100 см. С одной стороны постромки привязываются к центральной направляющей, с другой стороны прикрепляются с помощью больших карабинов к шлейкам собак. Постромков должно быть ровно столько же, сколько и собак в вашей упряжке.
Задняя часть. Длина 80 см. Задняя часть – это неотъемлемый элемент упряжи, особенно для новичков. Задняя часть нужна, чтобы отдалить «колёсных собак» от нарты. Крепится между амортизатором и центральной направляющей.

Упряжь продаётся в разобранном виде, каждый элемент упряжи вы можете купить отдельно. Благодаря этому вы можете легко менять количество собак в вашей упряжке, а также заменять поврежденные элементы упряжи.

Элементы упряжи, необходимые для разного количества собак в упряжке:
Для 2-х собак – амортизатор на 2-4 собаки, 1 задняя часть, 2 постромка, 1 шейник, 2 больших карабина, 2 маленьких карабина.
Для 4-х собак – амортизатор на 2-4 собаки, 1 задняя часть, 1 центральная направляющая, 4 постромка, 3 шейника, 4 больших карабина, 4 маленьких карабина.
Для 6-х собак – амортизатор на 4-6 собаки, 1 задняя часть, 2 центральные направляющие, 6 постромков, 5 шейников, 6 больших карабинов, 6 маленьких карабинов.

ТЯГА КОЛЕСА (вейпуллинг)
Не имеет соревновательной дисциплины, используется как первоначальное отягощение при тренировке собаки, позволяет управлять собакой, идя рядом, отрабатывать команды и формировать навык тяги. Для этого занятия необходима грузовая шлейка для исключения давления груза на крестец собаки (см. Грузовая шлейка выше).

Вероника Спивак,
Екатерина Фролова,

Источник: интернет

Поделиться

Оставить комментарий